Положение о программе наставничества

2. Организация наставничества
2.1. Реализуемые формы программ наставничества:
- «ученик – ученик»;
- «учитель – учитель»;
2.2. Форма наставничества «ученик – ученик»
Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из
обучающихся находится на более высоком уровне образованности и обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое
влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
2.2.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка
обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо
временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
2.2.2. Задачи:
- помощь в реализации лидерского потенциала;
- улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.
- развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
- создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной
организации;
- формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
2.2.3. Результаты:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса
(группы) и школы;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и
творческих проектов;
- снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и
психоневрологических диспансерах;
- снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
2.2.4. Портрет участников
Наставник.
Активный обучающийся уровня основного или среднего общего образования,
обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью
мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель
школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или
параллели, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные
постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный
участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений.
Наставляемый.
- Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более
низкого по отношению к наставнику уровня образованности, демонстрирующий
неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не
принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива.
Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями –
например,
увлеченный
определенным
предметом,
нуждающийся
в
профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации
собственных проектов.
2.2.5. Варианты взаимодействия:

- взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки
для достижения лучших образовательных результатов;
- взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с
адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских
навыков;
- взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен
навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а
наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
2.2.6. Формы взаимодействия:
- в рамках внеурочной деятельности;
- через классные часы;
- организация совместных конкурсов и проектных работ;
- совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие
развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для
задач адаптации);
- подготовка к мероприятиям школьного сообщества;
- волонтерство;
- индивидуальные беседы;
- подготовка к конкурсам, олимпиадам.
2.3. Форма наставничества «учитель – учитель».
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0
до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и
располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому
разностороннюю поддержку.
2.3.1. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на
месте работы или в должности педагога - молодого специалиста, повышение его
профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной
профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей
реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
2.3.2. Задачи:
- способствование формированию потребности заниматься анализом результатов
своей профессиональной деятельности;
- развитие интереса к методике построения и организации результативной
образовательной деятельности;
- ориентация начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности;
- привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях
его закрепления в школе;
- ускорение процесса профессионального становления педагога;
- формирование сообщества школы (как часть педагогического).
2.3.3. Результаты:
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу, культурную жизнь школы;
- усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и
педагогического потенциалов
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога
в коллективе школы;

- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований,
методических практик молодого специалиста.
2.3.4. Портрет участников.
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных
профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или
ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе,
лояльный участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает
лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой
эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет,
испытывающий трудности в организации учебной деятельности, в взаимодействии с
обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист,
находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо
получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах
школы. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости. Возможные варианты программы.
2.3.5. Вариации взаимодействия:
- «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для
приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков
(организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
- взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий
проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти
общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с
профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов
и инициатив;
- взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого,
возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой
школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и
технологиями;
- взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках
которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному
предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и
т. д.).
2.3.6. Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения
- в рамках педагогических проектов для реализации в школе: конкурсы, курсы,
творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка
методического пособия.
2.4. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до
одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
2.5. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки,
опыта наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное
число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, не может превышать трех.
2.6. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с

обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 3
месяцев со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом школы.
2.9. Замена наставника производится в следующих случаях:
- прекращение действия трудового договора с наставником;
- перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, на иную должность;
- просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению
наставничества.
2.10. Срок наставничества, определенный приказом школы или иным
документом, предусмотренным локальными актами школы, может быть продлен в
случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного
отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.11. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного
приказом школы или иным документом, предусмотренным локальными актами
школы, в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
2.12. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с
уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет
индивидуальный план прохождения наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество,
с
должностными
обязанностями,
квалификационными
требованиями;
- совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
- выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
- перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
- перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
- другие мероприятия по наставничеству.
2.13. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится
с индивидуальным планом.
2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет
отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого

осуществлялось наставничество.
2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении
которого осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения
наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
2.16. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
- применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение
применять полученные теоретические знания при выполнении должностных
обязанностей;
- положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам
деятельности и профессиональному и личностному развитию;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
2.17. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества
работодатель вправе предусмотреть:
- доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами
школы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- объявление благодарности, награждение почетной грамотой школы, вручение
ценного подарка;
- внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения
вышестоящей должности;
- внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
- материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами школы);
2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть
привлечен к дисциплинарной ответственности.
3. Руководство наставничеством
3.1. Организация наставничества возлагается на сотрудника школы (куратор),
который осуществляет следующие функции:
- определяет (предлагает) кандидатуры наставника;
- определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет наставничество;
- определяет (предлагает) срок наставничества;
- осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за
ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит
необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с
лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
- вносит предложения о замене наставника;

- вносит предложения о поощрении наставника;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов
по итогам наставничества.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или
получать информацию о лице, в отношение которого осуществляется
наставничество;
- вносить предложения куратору о создании условий для совместной работы;
- вносить предложения куратору и руководителю о поощрении, наложении
дисциплинарного взыскания на лицо, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника;
- требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного рода
деятельности;
- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений,
проверки качества выполненной работы.
4.2. Наставник обязан:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и
локальных нормативных актов школы при осуществлении наставнической
деятельности;
- способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
- оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется
наставничество, в исполнении его обязанностей;
- способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих
должностных и учебных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
- передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным
приемам, передовым и безопасным методам работы;
- привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
- воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную
работу;
- не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах,
достигнутых в процессе осуществления наставничества.
5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях
исполнения своих обязанностей и прохождения наставничества;
- участвовать в составлении индивидуального плана;

- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и
учебными обязанностями;
- обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
школы и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
- выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и
учебных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
6. Заключительные положения:
6.1. Настоящее положение вступает в силу со дня издания приказа о его
введении и действительно до принятия нового локального акта.
6.2. Положение является обязательным для всех участников образовательных
отношений школы в части касающейся.
6.3. В случае изменения действующего законодательства, а равно иных
условий, влекущих изменение, дополнение или отмену закреплённых в нем
положений, настоящее положение подлежит пересмотру на предмет соответствия
действующему законодательству Российской Федерации.
6.4. Изменения и дополнения вносятся в положение распорядительным актом
директора школы после принятия на Педагогическом Совете.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».