2. Организация наставничества
2.1. Реализуемые формы программ наставничества:
- «ученик – ученик»;
- «учитель – учитель»;
2.2. Форма наставничества «ученик – ученик»
Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из
обучающихся находится на более высоком уровне образованности и обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое
влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
2.2.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка
обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо
временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
2.2.2. Задачи:
- помощь в реализации лидерского потенциала;
- улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.
- развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
- создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной
организации;
- формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
2.2.3. Результаты:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса
(группы) и школы;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и
творческих проектов;
- снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и
психоневрологических диспансерах;
- снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
2.2.4. Портрет участников
Наставник.
Активный обучающийся уровня основного или среднего общего образования,
обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью
мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель
школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или
параллели, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные
постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный
участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений.
Наставляемый.
- Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более
низкого по отношению к наставнику уровня образованности, демонстрирующий
неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не
принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива.
Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями –
например,
увлеченный
определенным
предметом,
нуждающийся
в
профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации
собственных проектов.
2.2.5. Варианты взаимодействия:
- взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки
для достижения лучших образовательных результатов;
- взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с
адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских
навыков;
- взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен
навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а
наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
2.2.6. Формы взаимодействия:
- в рамках внеурочной деятельности;
- через классные часы;
- организация совместных конкурсов и проектных работ;
- совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие
развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для
задач адаптации);
- подготовка к мероприятиям школьного сообщества;
- волонтерство;
- индивидуальные беседы;
- подготовка к конкурсам, олимпиадам.
2.3. Форма наставничества «учитель – учитель».
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0
до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и
располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому
разностороннюю поддержку.
2.3.1. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на
месте работы или в должности педагога - молодого специалиста, повышение его
профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной
профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей
реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
2.3.2. Задачи:
- способствование формированию потребности заниматься анализом результатов
своей профессиональной деятельности;
- развитие интереса к методике построения и организации результативной
образовательной деятельности;
- ориентация начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности;
- привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях
его закрепления в школе;
- ускорение процесса профессионального становления педагога;
- формирование сообщества школы (как часть педагогического).
2.3.3. Результаты:
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу, культурную жизнь школы;
- усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и
педагогического потенциалов
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога
в коллективе школы;
- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований,
методических практик молодого специалиста.
2.3.4. Портрет участников.
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных
профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или
ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе,
лояльный участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает
лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой
эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет,
испытывающий трудности в организации учебной деятельности, в взаимодействии с
обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист,
находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо
получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах
школы. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости. Возможные варианты программы.
2.3.5. Вариации взаимодействия:
- «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для
приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков
(организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
- взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий
проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти
общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с
профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов
и инициатив;
- взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого,
возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой
школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и
технологиями;
- взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках
которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному
предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и
т. д.).
2.3.6. Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения
- в рамках педагогических проектов для реализации в школе: конкурсы, курсы,
творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка
методического пособия.
2.4. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до
одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
2.5. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки,
опыта наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное
число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, не может превышать трех.
2.6. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с
обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 3
месяцев со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом школы.
2.9. Замена наставника производится в следующих случаях:
- прекращение действия трудового договора с наставником;
- перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, на иную должность;
- просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению
наставничества.
2.10. Срок наставничества, определенный приказом школы или иным
документом, предусмотренным локальными актами школы, может быть продлен в
случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного
отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.11. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного
приказом школы или иным документом, предусмотренным локальными актами
школы, в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
2.12. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с
уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет
индивидуальный план прохождения наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество,
с
должностными
обязанностями,
квалификационными
требованиями;
- совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
- выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
- перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
- перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
- другие мероприятия по наставничеству.
2.13. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится
с индивидуальным планом.
2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет
отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого
осуществлялось наставничество.
2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении
которого осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения
наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
2.16. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
- применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение
применять полученные теоретические знания при выполнении должностных
обязанностей;
- положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам
деятельности и профессиональному и личностному развитию;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
2.17. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества
работодатель вправе предусмотреть:
- доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами
школы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- объявление благодарности, награждение почетной грамотой школы, вручение
ценного подарка;
- внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения
вышестоящей должности;
- внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
- материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами школы);
2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть
привлечен к дисциплинарной ответственности.
3. Руководство наставничеством
3.1. Организация наставничества возлагается на сотрудника школы (куратор),
который осуществляет следующие функции:
- определяет (предлагает) кандидатуры наставника;
- определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет наставничество;
- определяет (предлагает) срок наставничества;
- осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за
ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит
необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с
лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
- вносит предложения о замене наставника;
- вносит предложения о поощрении наставника;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов
по итогам наставничества.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или
получать информацию о лице, в отношение которого осуществляется
наставничество;
- вносить предложения куратору о создании условий для совместной работы;
- вносить предложения куратору и руководителю о поощрении, наложении
дисциплинарного взыскания на лицо, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника;
- требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного рода
деятельности;
- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений,
проверки качества выполненной работы.
4.2. Наставник обязан:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и
локальных нормативных актов школы при осуществлении наставнической
деятельности;
- способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
- оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется
наставничество, в исполнении его обязанностей;
- способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих
должностных и учебных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
- передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным
приемам, передовым и безопасным методам работы;
- привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
- воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную
работу;
- не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах,
достигнутых в процессе осуществления наставничества.
5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях
исполнения своих обязанностей и прохождения наставничества;
- участвовать в составлении индивидуального плана;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и
учебными обязанностями;
- обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
школы и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
- выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и
учебных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
6. Заключительные положения:
6.1. Настоящее положение вступает в силу со дня издания приказа о его
введении и действительно до принятия нового локального акта.
6.2. Положение является обязательным для всех участников образовательных
отношений школы в части касающейся.
6.3. В случае изменения действующего законодательства, а равно иных
условий, влекущих изменение, дополнение или отмену закреплённых в нем
положений, настоящее положение подлежит пересмотру на предмет соответствия
действующему законодательству Российской Федерации.
6.4. Изменения и дополнения вносятся в положение распорядительным актом
директора школы после принятия на Педагогическом Совете.