Опасные развлечения: зацепинг
12.02.2025
Зацепинг— способ передвижения, заключающийся в проезде на трамваях и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны.
История зацепинга
Проезд снаружи поездов (именно так по-русски звучит это явление) корнями уходит в прошлое. Фактически оно родилось с появлением первых поездов, трамваев, автомобилей. С появлением рельсового транспорта (первая половина XX века) появились и первые зацеперы. Правда, в отличие от своих современников, двигала ими не жажда новых ощущений, а более приземленные проблемы - жуткая перенасыщенность транспорта, высокая стоимость проезда, отсутствие четких правил и норм пользования. Во второй половине ХХ века экономическая ситуация стабилизировалась, стала расширяться транспортная инфраструктура, начали появляться поезда повышенной комфортности, существенно увеличились скорости. Все это привело к тому, что практически отпала нужда в передвижении вне поездов. С тех пор (вплоть до нынешних времен) зацепинг стал просто хобби. Особенно это увлечение получило развитие в Европе в 1990-х годах, а уже в начале 21 века перекочевало и в Россию.
Наиболее подвержены этому развлечению подростки, проживающие неподалеку от железнодорожных магистралей. Что примечательно, всплеск активности происходит регулярно, когда пресса очередной раз возвращается к этой теме. Тем самым журналисты, желая запугать подростков, на самом деле лишь пропагандируют это опасное увлечение и невольно пополняют ряды зацеперов.
Основные причины мотивации зацеперов к проезду вне поездов:
- более обширный вид с крыши поезда, нежели из окна;
- комфортный проезд - не в толкучке, на свежем воздухе;
- индивидуальное пассажирское место, вне зависимости от других пассажиров;
- возможность путешествовать на товарняках;
- экстрим;
- адреналин;
- самоутверждение.
Несчастные случаи
Каждый год фиксируется несколько десятков несчастных случаев среди увлекающихся зацепом, многие из которых - смертельные. Факторы риска следующие:
- поражение электрическим током от контактной сети;
- падение на рельсы, в том числе под колеса встречных поездов;
- падение между вагонами.
При проезде снаружи поездов лица, практикующие его, могут подвергаться риску травмирования или гибели в результате падения с движущегося поезда, столкновения с негабаритными объектами железнодорожной инфраструктуры, поражения электрическим током от контактной сети и силового электрооборудования подвижного состава или воздействия условий внешней среды, поэтому с их стороны зачастую требуется определённая подготовка и постоянный контроль обстановки в течение поездки. На многих железных дорогах данный способ проезда запрещён законодательством и правилами пользования транспортом для пассажиров, и многие железнодорожные компании принимают различные меры для противодействия данной практике.
Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:
Потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило, это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне.
Поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам.
Столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше.
Падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов.
Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.
Проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Нередко он становится причиной несчастных случаев, которые происходят по следующим причинам: — падение с поезда во время движения, в том числе под рельсы идущего состава; — столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей); — удар электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста.
Ответственность за зацепинг: По ч. 1 ст. 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 100 рублей, по. ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ – штраф в размере 500 рублей. Уголовная ответственность закреплена в статье 267.1 Уголовного кодекса РФ. За совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств предусмотрено наказание в виде: — штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет; — ограничение свободы на срок до двух лет; — лишение свободы на тот же срок.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.02.2025
Дата обновления: 14.02.2025
Дата публикации: 12.02.2025